Площадь Байкала в натуральных условиях (при среднем уровне 455,5 м) составляла 31,7 млн. км2, длина 636 км, высота до 79 км, размер земной массы 23,6 млн. км3 (около 20?% всемирных и более 85?% отечественных резервов неглубокой пресной воды). Средняя глубь 744 м, предельная – 1642 м (в средней части котловины).
После строительства в 1956 г. дамбы Иркутской ГЭС на реке Ангара озеро Байкал является частью акватории Иркутского водохранилища, средний уровень моря увеличился, по различным данным, на 0,8–1,4 м и стал складываться преимущественно интересами гидроэнергетики. После создания Дружеского и Усть-Илимского водохранилищ Иркутское водохранилище формирует с ними соединенный каскад.
Уровенный режим Байкала регулируется на основе Правил использования водных ресурсов водохранилищ Ангарского каскада ГЭС 1988 г. и распоряжения Правительства РФ от 26 мая 2001 г. номер 234, которое ограничило предельный уровень оценкой 457 м, максимальный – 456 м. При предельном уровне площадь Иркутского (Байкальского) водохранилища составляет 32,96 млн. км2, необходимый размер 31,5 км3.
На Байкале 22 острова, крупнейшие – Ольхон и Большой Ушканий (9,4 км2). Ольхон изолирует от восточного берега большой участок акватории – Маленькое Море. Самый существенный из полуостровов – Священной Нос.
Длина судоходных путей около 1,5 млн. км. На краях Байкала размещены города: Слюдянка, Байкальск, Бабушкин, Северобайкальск. Неповторима как знаменательный памятник Кругобайкальская железная дорога (Слюдянка 2 – шлюз Байкал). По южной оконечности моря проходит Байкало-Амурская трасса.
Ландшафт и геологическое здание дна. Впадина Байкала (возраст около 25 млрд лет) является главным звеном Байкальской рифтовой системы и увеличивается со скоростью около 4,5 мм ежегодно.
Популярны отпечатки прошлой эруптивной деятельности. Селенгинское повышение дна и подводный Научный хребет с глубинами над гребнями менее 400 м разделяют котловину моря на 3 глубоководные части – северную, среднюю и южную.
Поперечный профиль впадины асимметричен. Восточный скат лихой, в подводной части недостаточно расчленен, шельф развит слабо.
Западный скат более отлогий, отмелый, шельф развит мощнее, подводная часть расчленена большими каньонами. На дне Байкала залегают озерные осадочные толщи производительностью до 7–7,5 км в средней и южной частях.
Байкал – один пресноводный бассейн, имеющий в своих осадках залежи гидратов метана. В южной и средней частях моря регулярно случаются выбросы метана из грунтовых осадков в земную полню. Обширно развит грязевой вулканизм (к примеру, в регионе дельты речки Селенга, около о. Ольхон).
Климат. Байкал находится в центре Азии с жестким, быстро материковым климатом, однако большая земная масса моря оказывает смягчающее влияние на климат берега.
Средние температуры воздуха февраля ?17 °C, августа 16 °C. В южной части Байкала температура воздуха в начале января выше на 4–6 °C, а в начале июля ниже на 5–6 °C, чем на территории в 50–70 км от моря.
Осадков в средней и южной частях акватории 200–350 мм, в северных – около 400 мм (на западном побережье до 1000 мм), на водосборной территории моря около 400 мм ежегодно.
На Байкале есть трудная система ветров: с востока и северо-востока – сарма (в регионе о. Ольхон), с северо-запада – верховик и баргузин, с севера и юго-запада – шелонник, с северо-востока – залив. В конце осени и конце зимы западные и северо-западные ветры способны достигать скорости 40 м/с.
Гидрологический режим. Площадь водосборного бассейна моря около 545 млн. км2. В Байкал впадают более 300 речек, крупнейшие – Селенга, Высшая Ангара, Баргузин, Оснеженная, Турка.
Из среднегодового итогового притока речных вод (58,8 км3) около 1/2 приходится на Селенгу. Следует река Ангара, которая выносит примерно 60,4 км3 воды ежегодно. Этап общего замещения озерных вод речными – около 400 лет.
Речки раз в год придают в Байкал 6,12 млрд т разжиженных солей и 590 млн. т естественного вещества, с водами Ангары ежегодно воспитывается 5,36 млрд т разжиженных солей и 170 млн. т естественного вещества. Воды Байкала имеют невысокую минерализацию (около 100 миллиграмм/л; матрица).
Они однородны по гетерополярному составу, отличаются высоким содержанием кислорода, с концентрацией не менее 9,5 миллиграмм/л (70–75?% насыщения) даже на больших глубинах из-за серьезных действий горизонтального и вертикального обмена.
Течения (скорость под ледником до 8–12 сантиметров/с, в безледный этап – до 80–90 сантиметров/с) и конвекция (независимая – до глубин 200–250 м, принужденная – ниже, до дна) обхватывают всю полню вод Байкала, приводя к замещению глубоких вод неглубокими примерно за 8 лет. Самая большая высота ветровых волн 5 м. Предельная очевидность воды (до 40 м) подчеркивается в июне и декабре при сезонных усилениях вертикального обмена.
Непривычен тепловой режим моря. До глубины 200–300 м слоистость температуры меняется от прямой летом и осенью до обратной зимой и весной. В высшем покрове температура растет от 0,1–0,5 °C в начале марта до 9–15 °C (у берегов до 13–18 °C) в начале августа, колебания ее на глубине 300 м – 10-ые доли градуса Цельсия.
Ниже температура всегда понижается с глубиной от 3,5–3,7 до 3,1–3,4 °C у дна, колебания не превосходят 0,05–0,07 °C.
Возле дна на больших глубинах температура может расти на 0,01–0,02 °C с помощью внутреннего тепла Земли и снижаться на 0,05–0,15 °C при вторжении прохладных вод из высших оболочек весной и в самом начале зимы. С февраля до июня озеро накрывается ледником шириной 50–120 сантиметров.
В 20 в. средняя температура воды в неглубоком покрове в начале мая – сентябре выросла на 1 °C в связи с повышением среднегодовой температуры воздуха на Байкале на 1,2 °C, зимой на 2 °C и весной на 1,4 °C.
Северная часть Байкала стала промерзать на 11 дней позже (18 февраля) и избавляться от ледника на 7 дней раньше (3 июня), чем в самом начале века.
Изменения климата и гидрологического режима в 21 в. Тепловой тренд в 21 в. остается позитивным на всем водосборе моря. С 1996 г. в летний этап в южной (основной) части водосбора имеются широкие районы негативных странностей осадков.
Одной из причин является сильное понижение юго-восточного муссона, с которым сопряжены переносы больших чисел жидкости. На территории Монголии ускорились долгие засухи (наиболее крепкие в 2000–2008, когда высыхали очень многие земные объекты).
В особенности ситуация с маловодьем на Байкале осложнилась к 2014 г., поверхностный водный приток снизился до 68?% от среднемноголетнего.
В 2015 и 2016 годов. недостаток речного притока остался (34,7 км3 ежегодно), число осадков было максимальным, уровень моря спускался ниже отметки 456,0 м и содержался 108 сут в 2015 г. и 184 сут в 2016 г.
Маленькую помощь водности речек оказывает деградация вечной мерзлоты, которая распространена на водосборе Байкала. Маловодный этап завершился в 2017 г., и с 2018 г. приток в озеро близок к среднемноголетним значениям.
Реализация планов развития гидроэнергетики на Селенге и ее притоках, крупномасштабное продолжение поливного земледелия в Монголии грозят будущим формированием недостатка водных ресурсов Байкала и проблемой удержания его уровня на экологически хороших высотах.
Флора и фауна. Богат и уникален постный и животный мир Байкала. В процессе долгой развития в море сложился комплекс водных растений, наличествующий около 1100 видов и видов, из которых 195 эндемичны; наиболее разнородны и бесчисленны в их числе атомные.
Во время ледостава в огромном количестве растут золотые водные растения, намного реже – зеленые. Байкал населяют 2595 видов и подвидов животных, около 50?% из них эндемичны. Наиболее разнородна мелкодонная фауна. Базу их биомассы составляют губы, червяки (олигохеты), рачки (амфиподы) и моллюски.
История развития биоразнообразия Байкала сложна – определенные группы (и в том числе амфиподы) эволюционировали в течение всего времени существования моря, иные (моллюски, губы и другие.) – сравнительно молодые (3–5 млрд лет).
Планктон представлен жгутиковыми, инфузориями и коловратками, обитающими в основном в высших пластах вод, мезопланктон – ракообразными с преобладанием эндемика эпишуры (длина 0,14–1,66 мм, до 90?% биомассы), населяющего всю полню вод и считающегося основной едой для пелагических рыб.
Этот рачок-фильтратор до последнего времени являлся главным чистильщиком байкальской воды, однако в ней тоже были замечены бактериофаги – вирусы, рушащие болезнетворные бактерии (всего обнаружено 13 видов, из которых 4 раньше были не известны). В состав макропланктона входит эндемичный рак макрогектопус (0,1–3,8 сантиметров).
Продлевающийся с 1945 г. постоянный мониторинг планктонного сообщества разрешил обнаружить несколько тенденций в его конструкции.
В фитопланктоне растет численность мелкоклеточных космополитных видов, массово развивающихся в конце лета – осенью, и понижается численность крупноклеточных эндемичных видов, которые вегетируют под ледником. В зоопланктоне усиливается численность кладоцер и летне-осенних коловраток и понижается численность круглогодичных коловраток, и подледных коловраток (эндемики).
Активизация к концу 2010-х годов. выделения тепла и калорийных препаратов с грязевыми вулканами, вместе с развитием климата и антропогенным влиянием, привели к более значительной модификации гидробиологического режима моря, в особенности в береговой зоне, последствием которой стало многочисленное развитие в береговых участках водных растений спирогира и элодея канадская, и ситуации цветения цианобактерий.
В Байкале проживает 61 тип и разряд рыб. От уреза воды и до предельных глубин популярны рогатковидные (батальон скорпенообразных) рыбы (33 вида).
Наиболее бесчисленны из них голомянки (2 вида, эндемики). Основное промысловое значение имеет байкальский сиг; среди иных промысловых рыб – осетр, елец, карп, рыба, рыба, судак и сиг. Крупнейший представитель ихтиофауны – пропадающий байкальский лосось. Один представитель млекопитающих – эндемик байкальский тюлень (выдра).
Природоохранное состояние. Основное обилие Байкала – резервы его пресной воды отличного качества. В индустриальном масштабе производится бутилированная глубокая вода моря. Посмотри на сайте sila-momenta.ru если Вас интересуют экскурсии по Байкалу.
В 1999 г. принят Государственный закон «Об охране моря Байкал» (в 2014 в него внесены изменения). В течение десятков лет антропогенный пресс на земную часть экосистемы моря был неприемлемо высоким.
Главными источниками засорения считаются г. Байкальск, и в том числе территория прежнего (до 2013) Байкальского целлюлозно-бумажного комбината, шлюзы южной части моря, регион действия Байкало-Амурской магистрали на юге Байкала, территории в истоке речки Ангара и устьичной части речки Селенга (Селенгинское мелководье).
В этих местах проводится регулярный комплексный мониторинг естественной среды организациями Росгидромета. В береговых водах акватории, близкой к месту сброса канализационных вод г. Байкальск, в 2013–2015 годов. отмечается существенное снижение средних концентраций загрязняющих препаратов по всем данным. Единовременные превышения максимально дозволенной концентрации по фенолам (2–4 раза) имеются всегда, по содержанию обдуманных препаратов (1,2–2,7 раза) – в подледный этап.
В регионе производства канализационных вод с 2012 г. подчеркивается линия повышения содержания в грунтовых отложениях естественного углерода (с 1,3 до 1,8?%), легкогидролизуемых углеводородов (с 0,70 до 0,83?%). По гидробиологическим данным воды и грунтовых отложений зоны засорения в некоторые сезоны способны достигать 20–30 км2.
После закрытия Байкальского целлюлозно-бумажного комбината существенно выросла опасность засорения моря отходами производства из шламохранилищ (преимущественно выводные лигнина), которые располагаются на прибережном откосе в 500 м от уреза воды на площади 180 га. Под промзоной в грунтах накопились тыс тонн сырых токсичных химикатов, которые совместно с донными водами проникают в озеро.
По сведениям мониторинга за 2014–2015 годов., в береговых водах близкой акватории замечался рост средних концентраций сульфат-ионов (6,1 миллиграмм/л сравнивая с фоном 5,6 миллиграмм/л), необычных значений несульфатной серенькой (0,8 миллиграмм/л сравнивая с фоном 0,2 миллиграмм/л) и естественного углерода (как следствие 5,3 и 2,8 миллиграмм/л).
Оставались большими предельные концентрации обдуманных препаратов (до 1,4 миллиграмм/л при фоне 0,5 миллиграмм/л), хлорид-иона (2,0 миллиграмм/л и 1,1 миллиграмм/л как следствие). В начале августа 2015 г. содержание разжиженного кислорода в неглубоком покрове понижалось до 6,9 миллиграмм/л (72?% насыщения при среднем значении для этого времени 97?%).
Во время действия комбината проникание отходов минимизировалось путем откачки донных вод и возврата их в очистные сооружения.
Прекращение процесса контроля грозит групповым прорывом накопившихся отходов в озеро, а сейсмичность территории повышает риски. В иных участках Байкала отличия контролируемых характеристик от фоновых значений не носят периодического характера и не смертельны для функционирования экосистемы моря.
Побережье Байкала пока остается территорией с повышенной ступенью сохранности натуральных рельефов, со многими естественными и историческими монументами. Уникальный природный комплекс моря и близких территорий охраняется в Прибайкальском и Забайкальском государственных парках, Баргузинском, Байкальском и Байкало-Ленском заповедниках.
Прибайкалье богато многообразными лечебными водами термальных и минеральных источников. Байкал и его округи – регион туризма и отдыха. Популярны «зимниады» – спортивные праздники на снегу Байкала, развивается горнолыжный (г. Байкальск, поселок муниципального типа Листвянка) и парусный спорт; ведутся буерные автогонки.
Большие курорты – Горячинск, Хакусы. Распоряжением Правительства РФ от 3 марта 2007 г. номер 68 на территории Прибайкальского региона Бурятии сделана особая финансовая зона туристско-рекреационного типа. Рост туристической популярности побережий Байкала ухудшает экологические проблемы моря (к примеру, развитие эвтрофикации береговых вод).