«Украина с трудом пытается заключить соглашение с кредиторами, чего требует МВФ в качестве условия для дальнейшей финансовой поддержки», — пишет известный американский финансист и инвестор Джордж Сорос в статье для The Wall Street Journal.
«К сожалению, Украина не может прибегнуть к банкротству», — сетует Сорос. Он поясняет, что для государств-должников не существует аналога главы 11 закона о банкротствах США, позволяющей компании получить время на реорганизацию, чтобы вновь стать платежеспособной.
«В подобной обстановке единственным рычагом влияния Украины на переговорах является угроза дефолта в случае, если она не добьется сокращения долга. Я уверен, что в ответ держатели ее облигаций предупреждают Украину: если будет дефолт, никто очень долго не станет инвестировать в страну», — говорится в статье.
Государственный дефолт имеет долговременные последствия, как правило, тогда, когда кредиторы затягивают противостояние, как это было в Латинской Америке в 1980-е годы и сейчас в Греции, поясняет Сорос. «Если же стране и ее кредиторам удается быстро достичь соглашения, пусть даже в ущерб кредиторам, страна обычно быстро возвращается на рынок, через год или два», — утверждает финансист.
«Бывший министр финансов США Николас Брйэди понимал это, когда он представил так называемый план Брэйди в 1989 году, обязавший банки согласиться на снижение задолженности, по крайней мере, для тех латиноамериканских стран, которые проводили рациональные реформы», — пишет Сорос.
«Сегодня Брэйди является председателем крупнейшего держателя украинских облигаций, Franklin Templeton, который яростно выступает против облегчения долгового бремени Украины. Трудно примирить его позицию в 1989 году с позицией Franklin Templeton сегодня», — считает Сорос, подчеркивая, что «украинское правительство героически борется за проведение тех структурных реформ, которые предусматривал план Брэйди в 1989 году».
Если уменьшение задолженности может дать импульс этим реформам, то инвесторы должны требовать его (как это делает МВФ), а не прибегать к аргументу, что списание долга накликает беду. И если объявление дефолта является единственным способом, чтобы облегчить стране долговой груз, то инвесторы должны приветствовать Украину за такой шаг, а не осуждать, пишет Сорос.
Кредиторы Украины выступают против сокращения ее долга, будь то посредством «стрижки» или как-либо иначе, поскольку «они не любят терять свои инвестиции не меньше, чем я, — пишет Сорос. — Но лучше им искренне признать это, а не пытаться убедить Украину, что снижение задолженности плохо для страны».